4 жніўня

Эх, зноў раніца, зноў практыка. Добра тое, што ведаю: сёння будзе цікавы дзень. Я іду да сваёй цёці Марыны. Яна хоць і маладая яшчэ, але фальклору ведае шмат.

Зотава Марына Міхайлаўна (1979 г.н, бел., вышэйшая адукацыя, нар. у в. Малешэва Хойніцкага раёна Гомельскай вобласці, пераехала ў в.Гарохаўка ў 1990 г., пераехала ў г.Бабруйск у 1995 г.)

29.  Дождик, дождик, сыпані, бабу с поля прагані, а деда за косы, каб не бегаў босы.

Заўвага: дзіцячы фальклор – дзіцячая песня-заклічка.

30. Дождик, дождик, лупани бабу с поля прагани, баба сядет на лопату и поедет до хаты.

Заўвага: дзіцячы фальклор – дзіцячая песня-заклічка.

31. Когда первый раз ребёнка после рождения  постриг, в основном это в годик, то вот эти волосы всегда оставлялись, не выбрасывались, не сжигались, а оставляли дома родители и считалось, что если ребёнок сильно испуган, то подпалив эти волосы, проводя 3 круга вокруг него этими волосами, ребёнка можно вылечить от испуга.

Заўвага: магічная проза – сродак лячэння.

32.Когда младенец пугался,  то рекомендованно было матери брать подол ночнушки, обтирая его по часовой стрелке обтирать 3 раза, обтирать при этом приговаривая: чым нарадзила, тым и палячыла. 3 раза, чым нарадзила, тым и палячыла. И аа....второй ещё способ.... когда считалось, что ребёнка сглазили, то нужно перед сном, когда он засыпает, три раза облизать ему лобик и сплюнуть в левую сторону.

Заўвага: магічная проза – сродак лячэння.

33. Што забаранялася рабіць цяжарнай жанчыне? Чаму?

 Беременной женщине запрещалось во время беременности, во время большого испуга дотрагиваться до тела, потому что, когда рождался ребёнок у него на тех местах, где были, где дотрагивались до тела были огромные родинки в виде пятен от изжога, обжога. В основном это касалось, когда были пожары, когда женщина беременная была, она от испуга могла дотронутсья и всегда у ребёнка, всегда были, всегда  вот эти пятна,как ожоги. Нельзя, когда женщина беременная, вокруг неё обметать. Нельзя женщине беременной переходить через провода, потому что считалось, что если она будет переходить через провода, считалось что ребёнок будет закручен пуповиной при родах. Нельзя было обрезать волосы, потому что  считалось, что если ты обрезаешь волосы, то обрезаешь ребёнку судьбу. Соответственно и прокалывать что-то, делать какие-то операции нельзя. В общем нельзя было нарушать целостность матери, ну естественно необходимо  было  во время беременности соблюдать все православные праздники, потому что считалось, что беременная женщина, соблюдая провославные праздники, соответствовала Богу и соответственно, Бог обеспечивал развитие её ребёнка.

Заўвага: сямейна-абрадавая проза -  радзінна-хрэсьбінная проза – засцярогі цяжарным жанчынам.

34. “Дворища”

Название деревни Дворища

В старинку, когда были первые поселения и в основном размещались дворы, так называемые в то время, в местах пойм рек, где можно будет палить огород.  Потому что селяне занимались в основном выращиванием, было сельскохозяйственное производство. Селились дворами. Дворы составляли большой кулацкий дом и дома непосредственно обслуги. И в  общем вот это вот всё имение называлось дворище -большой двор. И от этого названия и названия тех деревень, уже в последствии которые непостредственно на месте этих деревень образовывались, и эти деревни назывались Дворищи.

Заўвага: няказкавая проза - легендарная проза - тапанімічная легенда.

35. Ніхто не можа, бог паможа.

Заўвага: малы жанр беларускага фальклору - прыказка.

36. Мурашы ў хаце – к шчасцю.

Заўвага: малы жанр беларускага фальклору - народная прыкмета.

 Мая цёця гаварыла яшчэ б ахвотна, але праснулася яе малое дзіця, таму трэба ўжо даглядаць яго. Ну нічога, яшчэ сустрэнемся. 

Каляндар фальклорнай практыкі

June 2018
M T W T F S S
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30